25 Мая 2022 несмотря на события в Украине, Сотбис все же рискнули провести аукцион и посмотреть, что же происходит на рынке русского искусства. Пару раз на выходных заходил взглянуть на выставленные предметы. Привычных русских покупателей не видел ни одного!

Фаберже и остальные русские предметы включены в аукцион под названием Gold Boxes, Fabergé and Objects of Vertu. Количество русских лотов на порядок скромнее, чем в старые добрые дни, их всего-навсего 57 предметов, начиная с #95 по #148. Картины, фарфор, эмали и иконы решили на торгах не выставлять, серебряных предметов тоже негусто, раз-два и обчелся. Самый дорогой и наиболее достойный предмет – лот #102, часы Фаберже с гирляндами и зеленой эмалью, оценка £70,000 – 90,000. Ни к подлинности, ни к оценке у меня никаких претензий.

Lot 102, Fabergé varicoloured gold and silver-mounted guilloché enamel clock

По нижней планке вся эта русская коллекция едва дотянула до £460,000 (слегка округляю). Большинство оценок достаточно прагматичные и отражают общий низкий уровень аукциона. Надеюсь, интерес все еще теплится.

Среди предложенных предметов хочу отметить:

18 миниатюрных яиц, которые составляют почти треть всей продажи аукциона. 6 яиц, как часть ожерелья, были проданы 28 июля 2020 на итальянском аукционе Wannenes со скромной оценкой €1,000 – 2,000, в описании ни слова о Фаберже. Результат по молотку превысил верхнюю оценку в 10 раз. Вскоре после этого ожерелье попало на онлайн ювелирный аукцион Elmwoods’ с оценкой уже в £20,000-30,000, цена без аукционной комиссии не намного превысила итальянские достижения, примерно та же цена – £19,000. В описании опять ни звука, даже ни писка о Фаберже. Видать, и итальянцы, и англичане подслеповаты. Купил это ожерелье какой-то фуфлыжник из Америки и быстро поставил его на Сотбис, но в этот раз безымянные яица, появившись на аукционе, обрели новую жизнь и под эгидой эксперта Сотбис были переквалифицированы из безымянных в Фаберже.

Заявление, что #100 «может быть Фаберже» довольно забавно, предмет явно сделан недавно и к тому же очень грубо, непомерная толщина нефритового лезвия тому яркое доказательство. Сравнение с деликатным, миниатюрным ножиком из коллекции Форбса более чем смехотворно.

Брошка #130 несомненно антикварная, но обсуждать и гарантировать с уверенностью, что это работа Фаберже, я бы по меньшей мере постеснялся. Весьма сомнительные инициалы КФ проштампованы всего лишь на самой заколке, что мало убедительно. Сегодня на рынке тонны подобных переклеймленных западных украшений, которые лихо выдаются не только как русские, но также и за Фаберже. Фуфлыжники сами называют добавление русских/Фаберже проб и дополнительных элементов наляпанных и похожих на Фаберже, как «усиление» предмета.

Рамки #95, 103 и 116 с точки зрения подлинности выглядят убедительно, по крайней мере с передней стороны. Все предметы очень обыденные, хоть и в приличном состоянии, но вряд ли они тянут больше чем на твердую троечку. Я такие штуки называю Фаберже для новичков (entry level Faberge or Faberge for beginners). На рамке под номером 103 приклепан отвратительный задник, сделанный слепым растяпой. У рамки #116 задняя деревянная панель вместе с новыми шурупами – явно работа живущих мастеровых. Сделано неплохо, но Фаберже, именно такое дерево не употреблял. Рамка #118 вызывает у меня массу вопросов. Серебряный задник с длинной надписью – несомененно позднее украшение. Сама надпись вряд ли добавляет к стоимости рамки, от нее тоже разит свежестью исполнения и корявым стилем, по-русски так не пишут. Вся рамка полностью перезолочена, красная эмаль также не вызывает никакого доверия, выглядит точно, как новая.

На самые что ни на есть, примитивные, рядовые часы Фаберже с белой эмалью #117 вряд ли кто-нибудь позарится при оценке £35,000 – 55,000. Нонче времена другие, нужны вещи покруче, а ценою подешевле.

Lot 119, Fabergé jewelled enamel box

Небольшая белая коробочка #119 – один из самых симпатичных предметов аукциона. Жаль, что она слегка покуцана и отреставрирована явно не лучшим образом.

Каменные фигурки #96 и #97 смело и безапеляционно в каталоге названы работой фирмы Фаберже, Петербург около 1900. Ни одна, ни другая никогда не появлялись ни в книгах, ни в выставочных каталогах, оригинальные коробки и счета также отсутствуют. Провенанса нет никакого, кроме пустого заявления в каталоге, что #96 происходит, якобы, из какой-то «важной» коллекции с Восточного Побережья США. Что такое «важная» коллекция мне никогда не было понятно, это видимо просто аукционный язык или трюк, дабы подстегнуть или раззадорить наивных клиентов. Далее в каталоге следует трогательная история семьи Принцессы Марии Кудашевой, эта история вполне годится для книги о российском дворянстве, но, к сожалению,  ничего не поясняет о происхождении резной фигурки бегемота. Почему потенциальный покупатель должен на слово верить подобным сказкам, мне не понятно. Вызывает некоторое недоумение выбор белого камня, бегемоты, насколько я помню, неоднократно, кстати, видев их в природе, другой раскраски. Хочу напомнить несведущим или тем, кто выдает желаемое за действительное, что подобные резные фигурки помимо Фаберже продавали петербургские камнерезы, такие как Авенир Сумин, Прокопий Овчинников, Алексей Денисов-Уральский, также торговали ими фирмы Бок и Морозов. В описании этих предметов предлагаемых Сотбис было бы правильно, а главное честно, употребить слова «вероятно», «возможно». Утверждать же, что бегемот и носорог были произведены фирмой Фаберже, по меньшей мере безответственно.

В отделе серебра #138 – 148 тоже плохо с шедеврами. Их попросту нет. Скука смотреть на графины и тиражные дешевые столовые бадейки. Единственный предмет, на котором в теории можно было бы заострить внимание, – это по истине гигантский, много-килограммовый барометр из яшмы (#144) с более чем скромными каемками из серебра. Во всей этой конструкции, кроме соответствующей пробы, от стиля Фаберже не так-то много. Разве что ожидаемый результат аж в £35,000. Подозреваю, что аукционная оценка основана исключительно на весе предмета, красоту и эстетику, видимо, не учли или пренебрегли донести до продавца, что цена на предметы Фаберже не определяется метрами и килограммами. Благие времена, когда продавался всякий хлам за бешеные деньги, увы, навсегда канули в лету.

#148 это просто дешевый чайный набор, материал для рынка на Портобелло в Лондоне, схожий с Измайловским вернисажем. Никакого отношения к Фаберже он не имеет. Марка КФ принадлежит мастеру Карлу Фенду. Татьяна Мунтян подробно описала предметы мастера из коллекции московского Кремля в каталоге «Произведения Ведущих Ювелирных Фирм ХХ – Начала ХХ Века. Фирма Фаберже» на страницах 348-354. Все иллюстрированные предметы в приложении. Странно, что главный эксперт Сотбис не знаком с каталогом резонне Фаберже Музеев Московского Кремля. Может стоит иногда заглядывать в книги, глядишь, там может быть написано что-то интересное и полезное. Знание — сила.

 

Татьяна Мунтян, Произведения Ведущих Ювелирных Фирм ХХ – Начала ХХ Века. Фирма Фаберже